Здравствуйте, дорогие друзья!
Вы знакомы с творчеством Никколо Паганини? Мне очень нравится его музыка. А недавно я прочитала интересные факты из его биографии. Хочу поделиться с вами.
Великий итальянский скрипач-виртуоз и композитор родился 27 октября 1782 года в Генуе. Умер в 57 лет 27 мая 1840 года в Ницце. Он был третьим ребенком из шести детей своих родителей.
Кроме скрипки Паганини были подвластны гитара, мандолина, альт. На мандолине его начал учить играть отец, заметивший способности сына. Паганини было тогда пять лет. С шести лет его начали обучать игре на скрипке.
Отец был строгим и часто наказывал сына, если считал, что нет должного прилежания. Заставлял заниматься целыми днями, не пускал на улицу. Этим он сильно подорвал здоровье Паганини. Был даже такой случай, что Паганини от недостатка кислорода, недостатка движения и тяжелого ежедневного обучения впал в каталептическую кому. Родители чуть не похоронили его, решив что сын умер. Представляете, как тяжело было юному Паганини? Но постепенно мальчика и самого начала увлекать скрипка. Ему было интересно узнать ее возможности, освоить самые сложные вариации, придумывать свои.
Паганини еще мальчиком написал первые свои произведения для скрипки, сложные в исполнении для других, но не для него. Первый концерт Никколо Паганини состоялся в одиннадцать лет. Его восприняли как вундеркинда. Исполнением своих вариаций известных произведений, мальчишка просто потряс публику.
Научился извлекать из скрипки мычание коровы, человеческий смех, пение птиц… Применял разнообразные звуковые эффекты. Погружался в мир звуков и старался повторить их на скрипке. Все концерты его были продуманы как захватывающие шоу, производили на людей сильные эмоциональные потрясения.
Паганини настолько хорошо освоил игру на скрипке, сроднился с ней, что люди искренне верили, что он подписал договор с дьяволом, так как обычный человек не может так виртуозно владеть скрипкой.
Паганини и не был обычным человеком. Конечно, отличный слух у него был с рождения, но этого недостаточно. Только ежедневные до полного изнеможения, до умопомрачения, до впадания в кому, занятия сделали Паганини великим скрипачом. Свои произведения он старался не записывать, чтобы быть единственным исполнителем.
Посмотрите отрывок из кинофильма, дающий отдаленное представление о манере выступления Паганини на своих концертах. Нажмите на фото ниже, чтобы услышать знаменитый Каприс № 24.
Секрет великолепного владения инструментом сам Паганини объяснил как единение со скрипкой в одно целое. Думать через скрипку, смотреть на мир через скрипку, самому становиться струнами и смычком. Только так.
Паганини специально сочинял произведения для двух струн, для одной струны. Ему было интересно познавать все новые и новые неизвестные возможности скрипки. Поэтому, когда случалось, что струны рвались, Паганини не останавливался, быстро перестраивался на игру на оставшихся струнах. Он мог мгновенно мысленно переделать аппликатуру и играть на не настроенном инструменте, зрители ничего не замечали.
Аппликату́ра (нем. Applikatur, от лат. applico — прикладываю, прижимаю) — порядок расположения и чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте. Аппликатурой также называется указание пальцев в нотах с помощью цифр или, реже, иным способом. Аппликатура особенно важна для клавишных и стунных инструментов. Умение разрабатывать аппликатуру — важная составляющая мастерства исполнителя.
Пример как Никколо Паганини играет на одной струне посмотрите во фрагменте еще одного фильма, нажав на картинку ниже.
Как бы нам ни хотелось, но мастером своего дела мгновенно и без труда не становится никто. В профессионализм вложен огромный труд. Пусть он и не виден окружающим.
Люди склонны думать, что кому-то все дается легко, преподносится на «тарелочке с голубой каемочкой». Это от желания оправдать свое бездействие или недостаточное действие для достижения подобного мастерства. Проще обвинить кого-то в сговоре с дьяволом. И этим оправдать себя.
В газетах того времени печаталось много карикатур на Паганини, где его изображали безобразным, статей, распространяющих нелепые слухи. Много было завистников и откровенных врагов. Дурная слава сопровождала его везде и всегда.
В 1825 году у него родился сын Ахилл. В 1828 году Никколо Паганини расстался со своей супругой и стал единственным опекуном сына. Специально добился этого. До 1936 года много выступал, концерт за концертом, старался обеспечить сыну достойное будущее. После смерти в 1840 году оставил ему состояние в несколько миллионов франков.
Окончательно подорвал свое здоровье, постоянно болел. Туберкулез. Приступы кашля не давали ему разговаривать.
Последние месяцы своей жизни он не выходил из помещения, у него постоянно болели ноги, а болезни уже не поддавались лечению. Истощение было столь сильным, что он не мог взять в руку смычок, его сил хватало лишь на то, чтобы перебирать пальцами струны лежащей рядом скрипки.
Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, из которых свою замечательную и наиболее любимую и известную скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл.
Скрипка, на которой играл великий мастер, после его смерти получила имя «Вдова Паганини».
Когда Никколо Паганини умер в Ницце, местный епископ обвинил его в ереси и запретил церковное захоронение. Два месяца забальзамированное тело музыканта лежало в комнате, затем еще год — в подвале его дома. Несколько раз перезахоранивали, пока через 36 лет после смерти Паганини не похоронили в Парме.
В 1893 году гроб с маэстро опять откопали, потому что люди якобы слышали странные звуки, доносившиеся из-под земли. В присутствии внука Паганини, чешского скрипача Франтишека Ондржичека, прогнивший гроб вскрыли. Ходит легенда, будто тело музыканта к тому моменту истлело, но лицо и голова были практически невредимы. Конечно, после этого еще не одно десятилетие по Италии ходили самые невероятные слухи и сплетни. В 1896 году гроб с останками Паганини вырыли еще раз и перезахоронили на другом кладбище Пармы.
Последнее перезахоронение стало возможным после вмешательства (разрешения) папы римского, спустя 56 лет после смерти Паганини. Людям все это время слышались из могилы звуки скрипки.
Никколо Паганини даже после смерти продолжает восхищать и вдохновлять миллионы людей.
Вам будут интересны и статьи:
«Классическая музыка исцеляет?»
«Неожиданная роль отца в воспитании сына»
Спасибо, что поделились статьей в социальных сетях!
Спасибо за статью! Слушаю его музыку регулярно наряду с Л. Бетховеном, В. Моцартом, П. Чайковским, М. Глинкой и др. композиторами классической музыки. Джаз не приемлю — в нём только ритм, нет мелодии, широты …
Евгений, спасибо. Согласна с Вами, что в произведениях Н. Паганини, Л. Бетховена, П. Чайковского и др. композиторов ощущается космическая бесконечность и широта. Душа свободна.