Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня я познакомлю вас со взглядами Жан Жака Руссо на воспитание детей. Всегда интересны мнение и взгляды известных людей.
Жан Жак Руссо известен как французский философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения. Как и все выдающиеся люди того времени он был разносторонним. Еще и музыковед, композитор, музыкант, теоретик музыки, хореограф, литератор, романист, автобиограф, драматург, педагог, ботаник, энциклопедист, естествоиспытатель.
Родился 28 июня 1712 года в Женеве, в Швейцарии. Он — швейцарец по происхождению. Умер 2 июля 1778 года в Эрменонвиле, недалеко от Парижа. Прожил 66 лет.
Мать его, внучка женевского пастыря, умерла при родах. Отец — часовщик и учитель танцев. Жан Жак Руссо до семи лет жил с отцом, который привил сыну любовь к чтению, из-за чего Руссо в будущем наказывали, так как он читал и во время работы. Такая же страсть была у Руссо и к природе. Подростком по выходным дням уходил за город и часто возвращался, когда ворота города были закрыты. Ночевал под открытым небом.
Многое было в не простой жизни Жан Жака Руссо.
Интересно особое свойство его как человека и писателя — его воображение.
У Руссо воображение разгорается тогда, когда окружающая обстановка — неблагоприятна. «Если мне нужно нарисовать весну, — писал Руссо, — необходимо, чтобы вокруг меня была зима; если я желаю нарисовать хороший пейзаж, то надо, чтобы вокруг меня были стены. Если меня посадят в Бастилию, я нарисую отличную картину свободы».
У Жан Жака Руссо не было обычной семьи. Дети, все пятеро, были отданы в воспитательный дом. Руссо писал, что не имеет достаточно средств, чтобы вырастить их, что не смог бы заниматься делами, и что предпочитает сделать из них крестьян, чем искателей приключений, каким был он сам.
Между тем, высказывания Руссо о воспитании детей интересны, знакомы нам. За прошедшие почти триста лет перефразированы и заново открыты многими авторами.
Предлагаю и вам ознакомиться.
Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению.
Дайте детству созреть в детстве.
Вовсе не обязательно делать из человека философа прежде, чем делать из него человека.
Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.
Великий секрет воспитания — в умении добиться того, чтобы телесные и умственные упражнения всегда служили отдыхом — одни от других.
Важно знать не то, что есть, а то, что полезно.
Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним.
Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.
Знать хорошее важнее, чем знать многое.
Знаете ли вы самое верное средство сделать вашего ребенка несчастным? Это приучить его ни в чем не знать отказа… Сначала он потребует трость, которую вы держите; потом ваши часы; потом птицу, которая летает; потом звезду, которая сияет на небе; он будет требовать все, что увидит; не будучи Богом, как вы его удовлетворите?
Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитывайте силы,которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его тело здоровым и сильным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им и по разуму… Если мы хотим извратить этот порядок, то произведем скороспелые плоды, в которых не будет ни зрелости, ни вкуса и которые не замедлят испортиться: у нас будут юные ученые и старые дети.
Истинные учителя — опыт и чувства.
Первоначальное воспитание важнее всего, и это первоначальное воспитание, бесспорно, принадлежит женщинам.
У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим.
Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают в пользу его ума: он становится философом, считая себя только ремесленником.
Если обобщить кратко высказывания Жан Жака Руссо о воспитании детей, то основными будут:
- уважение и подстройка к особенностям детского возраста,
- должное внимание и к физическому, и к умственному развитию детей,
- в первую очередь воспитывать человека, а не поглотителя знаний,
- обучение через практический опыт, совместные дела, а не словесные назидания.
Вспомнилось.
Часто писали и говорили, что дети готовятся к жизни. Сейчас тоже встречается такое мнение.
Один автор, не помню кто, написал, что дети не готовятся, а уже живут. Это правда. Часто взрослые смотрят на детей свысока. Совершенно зря. Мы все друг у друга учимся и учим. Каждый своему.
Вам будут интересны статьи:
«Неожиданная роль отца в воспитании сына»
«Обязательно ли дарить подарки на Новый год»
Спасибо, что поделились статьей в социальных сетях!